HR 100% рекомендует
Яndex поиск на HR100.ru
 


Составляем положение о премировании






Премирование можно назвать самым распространенным методом поощрения работников за труд. Однако выплата премий представляет собой довольно сложный процесс. Это и разработка самой системы премирования, и определение критериев выплаты премий, и установление размеров вознаграждений. Все это должно найти отражение в локальном акте - положении о премировании, о правилах составления которого мы и поговорим сегодня.



Зачем нужно положение о премировании

Далеко не в каждой организации, выплачивающей премии работникам, существует положение о премировании. Многие работодатели считают, что они могут обойтись и без него. Одни выплачивают все премии на основании приказов руководителя организации, другие предусматривают условия премирования в трудовых договорах, а у третьих вообще выплата премий документально не обоснована.

В подобных ситуациях велик риск возникновения конфликтов с налоговыми органами. Дело в том, что отсутствие положения о премировании может вызвать у налоговиков сомнение в обоснованности выплаты премий, тем более если в организации отсутствуют четкие критерии начисления сотрудникам определенных сумм. В итоге эти суммы налоговый орган может не признать расходами на оплату труда, которые в соответствии с главой 25 Налогового кодекса уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Кроме того, разработка и утверждение положения о премировании значительно облегчит работу кадровой службы. Смотрите сами: гораздо удобнее единожды разработать общие для всех нормы премирования, чем включать эти положения в каждый трудовой договор или постоянно готовить приказы о начислении и выплате премий.

И наконец, наличие положения о премировании оказывает стимулирующее воздействие на самих работников. Когда сотрудники точно знают, за что и в каком размере они получат премию (а за что не получат ее), эффективность их труда значительно повышается.

Какие бывают премии

Прежде чем приступить к составлению положения о премировании, необходимо уяснить, выплату каких именно премий оно будет регулировать. Отметим, что все выплачиваемые работникам премии можно условно подразделить на две категории:

а) премии, которые выплачиваются в связи с достижением определенных показателей в труде за отчетный период (квартал, месяц, полугодие, год). Такие премии включаются в систему оплаты труда и являются частью зарплаты работников. Причем сотрудник, отработавший за отчетный период норму рабочего времени и выполнивший определенные условия премирования, может потребовать от работодателя выплатить ему причитающуюся премию, а работодатель соответственно обязан это сделать. Положение о премировании регулирует порядок назначения и выплаты именно таких премий.

Например, в положении о премировании торговой компании установлено, что сотрудникам отдела продаж за перевыполнение месячного плана на 10 процентов выплачивается премия в размере 30 процентов от их должностных окладов. Это значит, что менеджер по продажам, перевыполнивший план, имеет право на выплату ему премии в установленном размере вне зависимости от желания руководства ему эту премию выплачивать;

б) премии за особые успехи в труде либо связанные с памятными датами. Многие организации поощряют своих работников в связи с важными событиями в их жизни (юбилеи, свадьбы) или жизни организации (победа в конкурсе, круглая дата со дня основания). Кроме того, работники могут награждаться и за какие-то значительные для организации успехи (разработка нового программного продукта, изобретение нового способа производства). Такие премии носят разовый характер и не включаются в систему оплаты труда. Их не нужно предусматривать в положении о премировании, а основанием для их выплаты служит приказ руководителя организации о поощрении по унифицированной форме Т-11 либо Т-11а*(1). С данным приказом работник должен быть ознакомлен под расписку.

С чего начать разработку положения

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Как мы видим, закон предоставил работодателю практически полную свободу действий по созданию собственной системы премирования, ограниченную лишь необходимостью учитывать мнение трудового коллектива. Если в организации есть профсоюз или другой представительный орган, то проект положения о премировании нужно согласовать с ним. А если такого органа нет? Что ж, значит, работодатель не в состоянии выполнить это условие по независящим от него причинам и никакой ответственности за это нести не будет.

Впрочем, если вы предпочитаете максимально точно следовать указаниям закона, действуйте таким образом. В приказе об утверждении положения о премировании укажите, что при желании работники в определенный срок могут создать свой представительный орган, мнение которого будет учтено. В этом случае рекомендуем устанавливать срок (например, две недели) на создание такого органа и срок для подготовки им своего мотивированного мнения (двух недель также будет достаточно). При этом в приказе целесообразно указать, что, если работники в указанные сроки не реализуют это право, положение о премировании будет считаться утвержденным с учетом мнения трудового коллектива организации.

Основные разделы положения

Раздел 1. Общие положения. Обычно в данный раздел включаются положения о том, кто имеет право на получение премий (как правило, это работники, заключившие трудовой договор с организацией), перечисляются общие критерии премирования и правила распределения премий, указывается источник формирования премий (из фонда заработной платы, из собственного премиального фонда организации).

Раздел 2. Показатели премирования. Определяя критерии для премирования работников, очень важно не подходить к этому формально, а четко отразить в положении о премировании, за что конкретно вы будете выплачивать сотрудникам вознаграждения. Причем основания для выплаты премий будут различаться в зависимости от должностей работников и от задач, стоящих перед конкретными структурными подразделениями. Так, например, работникам технических служб премии будут выплачиваться при бесперебойной работе оборудования, менеджерам по продажам - при перевыполнении плана по продажам, конструкторам и технологам - при внедрении новой техники, материалов, способов производства, бухгалтерам - за качественное выполнение и своевременную сдачу отчетности. Определяя показатели для премирования, исходите из того, что они должны легко поддаваться учету и их не должно быть слишком много (иначе возникнет путаница). Установление нечетких показателей премирования чревато появлением конфликтных ситуаций. Приведем пример, в котором руководству пришлось поощрить недобросовестного работника, поскольку критерии премирования в положении были прописаны недостаточно четко.

Пример

В положении о премировании страховой компании был такой пункт: "страховой агент имеет право на получение премии в случае заключения 10 договоров страхования в месяц". Один из агентов потребовал выплаты премии, хотя в конце месяца выяснилось, что почти все заключенные им договоры были расторгнуты по инициативе контрагентов почти сразу после заключения. Тем не менее премию ему пришлось выплатить, поскольку показатели премирования он выполнил. Впоследствии этот пункт положения о премировании был откорректирован таким образом: "страховой агент имеет право на получение премии в случае заключения 10 договоров страхования в месяц при условии, что к концу периода премирования ни один из заключенных договоров не будет расторгнут".

Раздел 3. Порядок премирования. В положении о премировании обязательно нужно отразить внутренний порядок начисления премий. Обычно представление на премирование происходит таким образом. В конце периода премирования непосредственные руководители работников (начальники отделов, цехов, смен и т.п.) определяют конкретный размер премии работникам на основании данных об их работе. Далее непосредственный руководитель в служебной записке на имя руководителя организации высказывает свои пожелания о том, в каком размере и каких работников необходимо поощрить. На основании этих служебных записок руководитель издает общий приказ по организации о премировании. Копия этого приказа передается в бухгалтерию, где и производится начисление и выплата вознаграждений.

Раздел 4. Перечень нарушений. В положение о премировании целесообразно включить перечень нарушений, влекущих за собой снижение размера премий, выплачиваемых работникам. Так, например, размер премии уменьшается или она не выплачивается вообще за невыполнение плана работы по вине сотрудника или изготовление некачественной продукции. Конкретный перечень нарушений каждая организация разрабатывает самостоятельно с учетом специфики своей деятельности. При этом необходимо учитывать, что работников нельзя лишать премии за дисциплинарные проступки. Так, например, прогул или утрата служебного мобильного телефона не являются основанием для так называемого депремирования работника, поскольку в первом случае он может быть привлечен к дисциплинарной, а во втором - к материальной ответственности. Премия же выплачивается за результаты труда, и если работник за отчетный период выполнил все условия премирования, то оснований для невыплаты ему премии нет.

Раздел 5. Как оформить положение о премировании. Для придания положению о премировании юридической силы оформляйте его в соответствии с требованиями ГОСТ Р.6.30-2003*(2). Не забудьте о грифе согласования с представительным органом работников, а также визах заинтересованных лиц (обычно это юрисконсульт и главный бухгалтер).



2006-08-07

© 2006-2022 HR 100%
Mobile Analytics